СОЛНЦЕ

Архив 2003

31 декабря 2003 | Орбитальная обсерватория SOHO вышла из строя
Как сообщает BBC, система SOHO — орбитальная обсерватория, занимающаяся наблюдениями Солнца и гелиосферы — испытывает серьёзные проблемы со связью, так что данные о солнечной активности поступают на Землю с перебоями. Неисправной оказалась антенна, отвечающая за высокоскоростной обмен данными с поверхностью планеты — нарушена ориентация.

Ситуация выглядит весьма драматично, поскольку SOHO является важнейшим компонентом сети спутников и наземных станций, отслеживающих солнечную активность и магнитное излучение. Без этой обсерватории данные о магнитных бурях и особо мощных вспышках будут неполными. По-видимому, теперь каждые три месяца данные с SOHO перестанут поступать на срок до 18 суток.

26 декабря 2003 | На берегу Байкала сгорела обсерватория
В результате пожара уничтожено здание научной обсерватории Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской Академии наук. К счастью, люди не пострадали. Как сообщили в Иркутском региональном отделении МЧС, огонь пытались потушить четыре пожарных расчета, однако деревянное здание, расположенное прямо у берега Байкала, сгорело полностью. По предварительным данным, причиной происшествия стало нарушение правил пожарной безопасности.

11 декабря 2003 | Ученые обнаружили на Солнце «северного оленя»
При исследовании поверхности Солнца в рамках программы по изучению солнечного ветра и магнитосферы сотрудники NASA обнаружили и сфотографировали странное пятно, которое оказалось удивительно похоже на силуэт северного оленя. По мнению ученых, этот феномен не имеет искусственного происхождения и объясняется только изменением температуры и направления выброса потоков плазмы с солнечной поверхности. В ближайшее время, по их прогнозам, "северный олень" изменит свои очертания, а затем исчезнет с поверхности Солнца. //Reuters

20 ноября 2003 | Вспышки на Солнце вызвали магнитную бурю
МОСКВА, 20 ноября.17:08 /Корр. РИА "Новости"/. Вспышки на Солнце вызвали магнитную бурю, говорится в сообщении Росгидромета, поступившем в РИА "Новости" в четверг. "По данным института прикладной геофизики Росгидромета, 20 ноября на видимый диск Солнца вышли две активные области, которые дали серию событий, приведших к возмущениям радиационной обстановки и геомагнитного поля", - сообщается в пресс-релизе.Накануне в одной из этих активных областей произошел выброс корональной массы, который и вызвал магнитную бурю, поясняется в документе."Сейчас наблюдается незначительное повышение потоков протонов. Явление развивается", - сообщают специалисты Росгидромета.

10 ноября 2003 | Геомагнитное поле Земли 11-12 ноября будет возмущено на уровне малой магнитной бури.
РБК. 10.11.2003, Уссурийск 09:25:05. Геомагнитное поле сегодня возмущено временами до уровня магнитной бури, сообщили в Уссурийской астрофизической обсерватории. Уровень солнечной активности очень низкий: на диске Солнца находятся две небольшие и простые группы пятен. 11-12 ноября под действием на магнитосферу Земли высокоскоростного потока от корональной дыры ожидаются возмущения геомагнитного поля на уровне малой магнитной бури. Эти дни будут неблагоприятны для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В дальнейшем возможно некоторое усложнение геомагнитной обстановки.

5 ноября 2003 | На Солнце произошла самая мощная за всю историю наблюдений вспышка

РСН. 10:30:00

На Солнце произошла самая мощная за всю историю наблюдений вспышка. По словам ученых, она была такой силы, что зашкалили приборы, которые используются для наблюдения за солнечной активностью. Точную ее мощность определить не удалось, поскольку она превысила рекордный максимум, отмечавшийся в августе 1989 года. Вчерашняя вспышка сопровождалась выбросом в космос нескольких миллиардов тонн раскаленного газа, причем часть этого облака движется в сторону Земли. Наблюдаемая ныне десятидневная солнечная активность – самая большая за все время измерений.

4 ноября 2003 | Мы живем во времена аномального Солнца

Солнце в настоящее время активно как никогда. Такого с ним не случалось на протяжении по крайней мере последних 1150 лет. Этот вывод был сделан на основе реконструкции числа солнечных пятен финскими и немецкими учеными.
Солнце бушует. На прошлой неделе состоялся беспрецедентный дубль - две сверхмощные солнечные вспышки, что и по отдельности случаются лишь раз в несколько десятилетий, "выстрелили" одна за другой в течение двух дней. Мощнейшие выбросы в космос заряженных частиц послужили причиной небывалых магнитных бурь на Земле, причиняющих вред здоровью людей и "самочувствию" техники. Самолеты направлялись по ложным маршрутам, происходили сбои в телекоммуникационных устройствах, были блокированы спутники (в частности, пострадал японский Kodama), а энергетические компании были вынуждены ограничить использование объединенных энергосистем. Вторжение солнечных частиц в земную магнитосферу послужило причиной необыкновенных явлений - северных сияний в относительно низких широтах. Их наблюдали в Японии, Англии, Франции, Бельгии и Соединенных Штатах. На Международной космической станции во вторник и в среду астронавты Майкл Фоэл и Александр Калери должны были несколько раз укрываться от шторма (на периоды до 20 минут), они нашли убежище в приборно-агрегатном отсеке "Звезда" (кстати, изготовленном и запущенном Россией), который имеет лучшую защиту от радиации.

Первая вспышка (произошедшая в 11:00 GMT (по Гринвичу) в прошлый вторник), конечно, вызвала большое удивление. Мало того, что она произошла спустя три года после максимума 11-летнего солнечного цикла, вспышка была столь мощной, что породила магнитную бурю, которой была присвоена классификация G5 (самый высокий уровень). Кроме того, солнечные частицы достигли Земли спустя уже 19 часов, это раз в пять быстрее обычного.

В среду, в 21:00 GMT, произошла вторая вспышка почти равной величины. В отличие от первого взрыва, магнитная полярность второй вспышки была направлена против геомагнитного поля. "Это означает, что она могла провзаимодействовать [с магнитным полем нашей планеты] намного яростнее", - говорит Паал Брекк (Paal Brekke), представитель научного сообщества, эксплуатирующего знаменитый спутник SOHO, проводящий уникальные наблюдения за Солнцем. Магнитный шторм теперь закончен, но полная информация о последствиях и вызванных им эффектах станет известна позднее. Как говорят специалисты, одна столь мощная вспышка - уже большая редкость, а вот случай, когда происходят две и за столь короткое время - вообще беспрецедентен.

ОСОБО ЛЮБОПЫТНО!

10 августа 2002 | СОЛНЦЕ ЧЕРЕЗ 6 ЛЕТ НЕ ВЗОРВЕТСЯ

top.rbc.ru. 10:13:05 Приморские астрофизики опровергают информацию о том, что через 6 лет Солнце должно взорваться. Об этом сообщает Дальневосточное бюро РБК. Напомним, что накануне информационные агентства распространили интервью голландского астрофизика, эксперта Европейского космического агентства Пирса Ван дер Меера, в котором он говорит о появлении верных признаков того, что Солнце готово взорваться в самое ближайшее время. При этом, по словам эксперта, Земля будет сожжена вместе со всей жизнью на ней, спастись при этом будет абсолютно невозможно.

Директор Уссурийской астрофизической обсерватории (Приморский край), кандидат физико-математических наук Алексей Баранов считает эти "пророчества" непрофессиональными. По данным Уссурийской обсерватории, ведущей наблюдение за Солнцем в течение десятков лет, оно находится в спокойной стадии развития, заметных изменений его светимости не ожидается. Через 6 лет, по словам российского астрофизика, наступит эпоха минимума солнечной активности, то есть на диске Солнца будет очень немного активных образований, что практически никак не влияет на его светимость.

" ВЗРЫВ СОЛНЦА ЗАПЛАНИРОВАН НА 2008 ГОД"

Очередное пророчество? Еще одна "ошибка" ученых? Может и так, кто знает. Но цифры и факты приводятся вполне конкретные. Голландский астрофизик Пирс Ван дер Меер (Piers Van der Meer), эксперт Европейского космического агентства (ESA), утверждает: Солнце взорвется в ближайшие шесть лет. Звезда перегревается, и вскоре взрыв поглотит не только Землю, но и всю остальную часть Солнечной системы, как сообщают Weekly World News.

Ученые забили тревогу после того, как международный спутник зафиксировал крупную вспышку на поверхности Солнца. Диаметр гигантского протуберанца при этом превысил 30 диаметров Земли, длина - 350 тыс. км. Правда, выброс солнечной энергии произошел не в сторону нашей планеты, иначе последствия были бы более ощутимы - опасные сбои электронного и коммуникационного оборудования. Вспышку, которая произошла 1 июля, наблюдали астрономы NASA и Европейского космического агентства с помощью орбитальной солнечно-гелиосферической обсерватории SOHO.

Возможно, и глобальное потепление на Земле, расплавляющее льды Антарктиды, связано вовсе не с парниковым эффектом, не с австралийскими коровами и не с особой активностью пирамид, как думали раньше, а с процессами, происходящими на Солнце.

Дело в том, что Солнце постепенно разогревается. Его внутренняя температура обычно составляла 15 млн градусов по Цельсию. Но теперь она поднялась до 27 млн. За последние 11 лет на Солнце происходят события, напоминающие те, что происходили со звездой Кеплера - новой звездой, вспыхнувшей в 1604 году, говорит доктор Ван дер Меер. Однако хотя не вполне понятно, каким образом эти процессы могли быть отслежены в то далекое время...

NASA отказалось подтвердить прогнозы европейских ученых, а источник, связанный с Белым домом, заявил: "Мы не желаем какого-либо распространения панических настроений сейчас". Оно и понятно - кому же они (панические настроения) нужны?

4 ноября 2003 | Жителям планеты предстоит пережить еще одну магнитную бурю

РСН. 08:31:25 Сегодня на Земле вновь ожидается магнитная буря: накануне на Солнце были зафиксированы три новых вспышки. По мнению ученых, нынешняя буря будет несколько слабее тех, что произошли на прошлой неделе. Дело в том, что на этот раз поток разлетающихся от Солнца заряженных частиц не направлен непосредственно на нашу планету. Тем не менее, новая магнитная буря может повлиять на работу космических спутников и систем связи.

30 октября 2003 | На Солнце произошла сильная вспышка

РИА "Новости". 10:25:06В ночь со среды на четверг на Солнце вновь произошла сильная вспышка. Об этом сообщили в Росгидромете. Вблизи центра солнечного диска произошла вспышка максимального рентгеновского класса. Частицы быстро достигли окрестности Земли, в результате чего поток солнечных космических лучей в околоземном пространстве вновь вырос до уровня, соответствующего сильно возмущенной радиационной обстановке.

29 октября 2003 | На Землю падает кусок Солнца

Тимофей ГОЛОВАШКИН, 29 октября, 12:40

Японский научный Центр по исследованию Солнца сообщил о наблюдающейся в последнее время сверхактивности звезды, аналогичной уровню 1989 года. Нынешний всплеск связывают с увеличением на поверхности светила числа "темных пятен". По прогнозам, повышенная активность будет продолжаться еще около двух недель.

Во вторник на Солнце произошел мощнейший выброс звездного вещества. Как уверяют специалисты, по масштабам и мощности он стал третьим за всю историю наблюдений. Огромное облако заряженных частиц, превышающее в 13 раз по размерам нашу планету, было выброшено с поверхности звезды и со скоростью, превышающей 1,5 млн км/ч, устремилось к Земле.

Ученые предостерегают землян: ничем хорошим это не кончится. Сила магнитной бури, по предварительным расчетам, может достигать 9 баллов - это максимально возможная отметка. Пик придется на сегодняшний вечер. Сегодня весьма высока вероятность перебоев в работе электрической техники, систем связи и навигации. И, как подтверждение неутешительных прогнозов, пришло сообщение о том, что на околоземной орбите вышел из строя японский спутник "Эхо".

Медики призывают людей с ослабленным здоровьем и всех, кто страдает какими-нибудь хроническими заболеваниями, сегодня внимательнее отнестись к своему здоровью, а также не нервничать и не переутомляться. В группе риска находятся неуравновешенные люди и те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями.По данным Росгидромета, мощные вспышки на Солнце, вызывающие магнитные бури на Земле, могут повториться в ближайшие дни. Возможность повторения мощных вспышек в наблюдаемой группе пятен на Солнце сохранится в течение нескольких дней.

29 октября 2003 | Вспышка на Солнце вывела из строя японский спутник
ИТАР-ТАСС. 10:04:14
И
з-за мощной вспышки на Солнце сегодня вышел из строя японский спутник связи "Кодама". Об этом сообщило национальное агентство по изучению и освоению воздушного и космического пространства. Спутник вначале стал передавать явно неверную информацию, а затем отключился.

29 октября 2003 | Япония может лишиться спутника стоимостью $ 700 млн

РСН. 10:21:52
С
егодня японское космическое ведомство официально подтвердило наличие серьезных неполадок в геофизическом спутнике "Мидори-2". В настоящее время предпринимаются безуспешные попытки восстановить связь с аппаратом, потерю которого связывают с перебоями в электроснабжении. Как сказал один из сотрудников космического агентства, устранить неисправность "крайне трудно". Существует большая вероятность, что спутник, запущенный около года назад, будет потерян.

29 мая 2003 | На Солнце произошло несколько сверхмощных вспышек

РИА "Новости". 18:57:59 В минувшие двое суток на Солнце произошло несколько сверхмощных вспышек. Последняя из них - около половины пятого утра в среду по московскому времени.
Как отметил ведущий специалист Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН доктор физико-математических наук Владимир Обридко, "вспышки являются корональными, то есть они окружают все Солнце, поэтому выбросы солнечного вещества и сопровождающие эти выбросы большие всплески электромагнитных волн, несомненно, влияют на ионосферу нашей планеты, формируя мощные магнитные бури".
Отсюда - вероятность ухудшения самочувствия людей с сердечно-сосудистым, психическим или гипертоническим заболеванием. Повысится и число автоаварий на дорогах.

20 марта 2003 | НА СОЛНЦЕ ПРОИЗОШЛА ЕЩЕ ОДНА СВЕРХМОЩНАЯ ВСПЫШКА

РСН. 01:01:28 На Солнце в минувшие сутки произошла еще одна сверхмощная вспышка, которая, как и предыдущая, сопровождалась всплеском радиоизлучения. По словам российских ученых, в четверг ожидается усиление геомагнитного возмущения Земли, что может сказаться на самочувствии людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, или имеющих неустойчивую психику. Возможны также сбои в работе электронных приборов. Символично, что произойдет все это в день вероятного начала войны в Ираке.

4 января 2002 | Зафиксирован гигантский выброс солнечного вещества
5.01.2002 19:03 | Русский Переплет

Солнечная обсерватория "SOHO" зарегистрировала 4 января 2002 года мощный выброс солнечного вещества с поверхности нашего светила. Как отмечают специалисты, это самый масштабный и самый сложный по своей структуре выброс, который зафиксировали камеры обсерватории за все время полета.

2 июля 2002 | ЗАФИКСИРОВАНА ГИГАНТСКАЯ ВСПЫШКА НА СОЛНЦЕ

РСН. 09:22:46 Накануне спутник NASA зафиксировал гигантскую вспышку на Солнце. Образовался протуберанец, диаметр которого в 30 раз превышает диаметр Земли. Из первых сообщений следует, что выброс энергии произошел не в сторону нашей планеты. В противном случае излучение такой силы привело бы к существенным нарушениям в магнитном поле Земли.

4 апреля 2001 | СОЛНЦЕ ВСПЫХНУЛО НА 22 БАЛЛА ИЗ 20-ТИ

Ученые США зафиксировали вспышку на Солнце, которая, по их утверждению, является самой мощной в нынешнем 11-летнем цикле солнечной активности.Ее мощность определена примерно в 22 балла. При этом использовалась шкала, которая насчитывает всего 20 баллов, а потому оценку следует считать приблизительной.

По словам американцев, датчики спутника Национального управления по проблемам океана и атмосферы (НОАА) попросту не справились с замером.По данным НОАА, вспышка произошла в 17:52 по времени Восточного побережья США (01:52 вторника мск). Одним из следствий стали помехи на радиочастоте, используемой навигационными системами судов и самолетов. Солнечная вспышка вызвала, в частности, задержки авиарейсов в Северном полушарии.

Вторая за последнюю неделю мощная рентгеновская вспышка произошла сегодня около 2:00 мск на Солнце. Ее влияние ощущалось лишь в западном полушарии нашей планеты. Об этом сообщили специалисты Института прикладной геофизики. По их данным, на светиле произошла еще одна, на сей раз небольшая магнитная вспышка. В восточных районах нашей страны эта вспышка вызвала нарушение радиосвязи. Тем не менее, интенсивность солнечной активности спадает. Через несколько дней опасная область Солнца уже не будет видна с Земли. Об этом сообщил представитель Института прикладной геофизики Павел Свидский.

По его словам, магнитная буря, продолжавшаяся 31 марта - 1 апреля, была одной из самых сильных. Впрочем, никаких экстремальных сообщений, связанных с этим, ни в Институт, ни в МЧС России пока не поступало.

25 декабря 2000 | Конец века отмечен повышенной солнечной активностью
25.12.2000 0:00 | Русский Переплет

Специалисты NASA и NOAA опубликовали результаты своих наблюдений за Солнцем, проводившихся в последние несколько лет с помошью космических аппаратов и наземного оборудования. Как явствует из этих данных, конец ХХ века был отмечен повышенной солнечной активностью, которая в настоящий момент достигла своего максимума. Последние фотографии Солнца свидетельствуют о том, что за последние пять лет в результате происшедших вспышек поверхность нашего светила серьезно изменилась. Особенно большое количество вспышек было зарегистрировано в 2000 году. Самая сильная вспышка, происшедшая 13 июля, даже получила имя собственное - День взятия Бастилии, так как произошла накануне национального праздника Франции. Изучение Солнца позволило ученым изучить и понять некоторые особенности их воздействия на Землю. В настоящее время специалисты NASA и космических агентств ряда стран приступили к реализации многолетней программы "Проживание со звездой", предусматрвающей системный подход к прогнозированию погоды на Солнце и изучение последствий повышенной солнечной активности для Земли.

на главную