Данные ООН, МЧС и Всемирной Организации Здравоохранения

Прогноз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации в 2003 г.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕНОГО ХАРАКТЕРА МЧС РОССИИ

ПРОГНОЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2003 ГОДУ

I.Общая характеристика динамики чрезвычайных ситуаций

Уходящий год характеризовался ростом экстремальных природных явлений и соответственно чрезвычайных ситуаций и их масштабов (зимнее и летнее наводнения на юге России, пожары в европейской части, сильные морозы по всей территории страны).

Общее количество чрезвычайных ситуаций в 2002 году по сравнению с 2001 г. (901) увеличилось на 24 процента. При этом количество техногенных чрезвычайных ситуаций увеличилось на 5 процентов (в 2001 г. их было 617). В результате техногенных ЧС пострадало около 4000 человек, погибло более 1400 человек.

Основной вклад в рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера дали следующие типы чрезвычайных ситуаций:
Авиационные катастрофы в 2001 году - 36, в 2002 году увеличение на 15%;
Крупные автомобильные катастрофы в 2001 году - 62, в 2002 году увеличение на 43%;
Аварии на магистральных трубопроводах в 2001 году - 45, в 2002 году увеличение на 13%;
Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ 2001 году - 26, в 2002 году увеличение на 30%;
Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения в 2001 году - 7, в 2002 году 12, увеличение на 83%;
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения в 2001 году - 13, в 2002 году увеличение на 110%;
Крупные пожары с групповой гибелью людей в 2001 году – более 150, в 2002 году более 300, увеличение на 100%.

По остальным позициям техногенных ЧС наблюдалось их снижение.
Основной вклад в увеличение ЧС техногенного характера дало увеличение крупных пожаров с групповой гибелью людей. Основная причина - поджоги, неаккуратное обращение с огнем и слабая оснащенность пожарных подразделений современной техникой.

Количество чрезвычайных ситуаций природного характера в 2002 году увеличилось на 14 процентов (в 2001 году – 233). В результате природных ЧС пострадало около 350000 человек, погибло более 300 человек. sОсновной вклад в увеличение ЧС природного характера дали природные пожары (90%), сход снежных лавин и отрыв прибрежных льдов.
Количество биолого-социальных чрезвычайных ситуаций в 2002 году уменьшилось на 19 процентов (в 2001 году – 37).
В результате биолого-социальных ЧС пострадало более 1200 человек, погибло 86 человек.
В результате крупных террористических актов, совершенных в Южном федеральном округе, пострадало 247 человек и 81 погиб.

II. Основные тенденции в динамике чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Российской Федерации в 2003 году

Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и техногенных процессов.
В зависимости от конкретных природно-климатических условий и гелиофизических факторов каждого года (или ряда лет) повышается риск одних из них и снижается риск других. С точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий опасные природные процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с очень небольшой заблаговременностью. Тем не менее, можно говорить об общих особенностях природного фона 2003 года, на котором будут развиваться события.
В последние годы в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей территории России. Наиболее четко этот тренд прослеживается в азиатском секторе России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах. Увеличивается опасность учащения в зимнее время периодов с особо опасной температурой (ниже минус 30 градусов).

Прогнозируется увеличение частоты неблагоприятных краткосрочных явлений (внеурочных периодов аномально теплой погоды и заморозков, сильных ветров и снегопадов и т.п.). Ожидается уменьшение периодов повторяемости особо опасных ливневых и длительных дождей, других особо опасных явлений, связанных с увлажнением. Отмечаемое в последние годы уменьшение периода изменений погоды - 3-4 дня против обычных 6-7 дней - вызовет определенные трудности в прогнозировании стихийных гидрометеорологических явлений, что скажется на степени оперативности оповещения о них и, в большей степени, на возможность прогнозирования их последствий.
По-прежнему, особенно актуальным остается вопрос изменений изучения локального климата и локальных погодных условий применительно к городским поселениям, в особенности, к крупным городским агломерациям, где независимые от естественных погодных условий факторы трансформируют метеорологические процессы до совершенно непредсказуемых проявлений.

Наводнения, паводковая обстановка
Угроза наводнений в Российской Федерации существует более, чем для 500 городов, десятков тысяч других населенных пунктов. Периодическому затоплению подвержена территория площадью около 500 тыс. кв. км. Ежегодно с вероятностью 100 % затапливается около 50 тыс. кв. км. Среднестатистическая величина ущерба от наводнений по стране оценивается в сумму около 100 млрд. рублей в год. Наибольший ущерб хозяйству и населению страны приносят весенние половодья (имеют место практически на всей территории Российской Федерации) и наводнения, вызванные летними дождевыми паводками (чаще всего развиваются на реках Северного Кавказа, Урала и в бассейне р. Амур), которые также носят разрушительный характер.

Необходимо отметить, что при сохраняющихся в целом показателях по времени и характерным районам возникновения указанных чрезвычайных ситуаций, просматриваются тенденции возрастания масштабов их последствий, сопровождающихся человеческими жертвами, значительным материальным ущербом, связанным с разрушениями жилой застройки, инженерных коммуникаций, объектов инфраструктуры, гибелью поголовья скота и сельхозугодий. Характерной особенностью наводнений последних лет является их непосредственная связь с функционированием водохозяйственных комплексов регионов и частичная обусловленность прорывом гидротехнических сооружений или сбросом воды из переполненных водохранилищ.

В условиях нарастающего износа основных производственных фондов, систематического недофинансирования берегоукрепительных мероприятий, большого количества гидротехнических сооружений, требующих капитального ремонта и замены технологического оборудования, данные отрицательные тенденции могут сохраниться.
В целом, с точки зрения масштабности последствий наводнений и паводков чаще стали выделяться такие регионы страны, как Северный Кавказ, бассейн р. Лены, юг Дальнего Востока (особенно Приморский край).

Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года, следует ожидать в апреле-июне 2003 года на реках Архангельской, Вологодской областей, Республики Коми, Ненецкого АО, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского АО. Наиболее частые многочисленные мощные заторы, вызывающие масштабные затопления и приносящие наибольший ущерб населению и экономике затапливаемых территорий, образуются на реке Северная Двина, в низовьях реки Печоры, среднем течение реки Енисей, на реке Лене и ее притоках, в среднем и нижнем течении реки Колыма. В южной части Дальнего Востока при выходе тропических циклонов (тайфунов) в августе-сентябре наводнения на территории Приморского края, а также Сахалинской области в последние годы наблюдаются практически ежегодно.

Природные пожары
Анализ чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными пожарами и имевших место на территории Российской Федерации за период с 1999 по 2002 год, показывает, что в целом перечень регионов, в которых лесопожарная обстановка остается напряженной из года в год существенно не меняется. При сохраняющихся в целом показателях по времени и характерным районам возникновения указанных чрезвычайных ситуаций, просматриваются тенденции возрастания их масштабов, что выражается в постепенном росте количества чрезвычайных ситуаций территориального уровня и снижении количества чрезвычайных ситуаций локального уровня.

При этом, несмотря на изменения данных параметров, одной из основных причин лесных пожаров остается человеческий фактор (не менее 80% лесных пожаров как ранее, так и в настоящее время возникают по причине неосторожного обращения населения с огнем и неконтролируемых сельхозпалов). Основной причиной распространения лесных пожаров на протяжении последних лет является их несвоевременное обнаружение. Фактическая кратность авиапатрулирования - один из основных показателей, характеризующих уровень авиационной охраны лесов, значительно уменьшилась. В 1999-2001 гг. она составляла 22 - 24% от нормативной и сократилась по сравнению с 1991 годом почти в 3 раза. При условии сохранения такого положения дел вышеуказанные негативные тенденции могут сохраниться.

Методы долгосрочного прогнозирования природных пожаров до настоящего времени не получили практического подтверждения. Как показывает мировой опыт реальное прогнозирование возникновения и развития пожарной обстановки возможно только с заблаговременностью не более 5 дней, но достоверность даже таких краткосрочных прогнозов не превышает 50 %.

Более достоверная оценка пожароопасности сезона 2003 года может быть дана не ранее марта на основании данных Росгидромета об основных составляющих водного баланса на начало снеготаяния, сроках снеготаяния и предположительного метеорологического прогноза температурного и осадочного режимов.
Однако, на территории Российской Федерации есть традиционно опасные регионы, пожарный сезон в которых каждый год бывает напряженным. Как обычно сложная пожарная обстановка ожидается преимущественно в южных районах Сибири, в Дальне-Восточном и Забайкальском регионах, а на территории европейской части страны - в отдельных районах Северо-Западного и Центрального регионов.

Землетрясения
Прогнозируется повышенная вероятность возникновения сильных и умеренных землетрясений в сейсмоопасных районах России: полуостров Камчатка; остров Сахалин и Курильские острова; восточная Сибирь; Саяно-Алтайский регион; Северный Кавказ. Вероятность возникновения землетрясения повышена для Дагестана, на территории которого имеется несколько потенциально опасных зон – северная часть республики, прибрежные и южные приграничные районы. Западная часть Северного Кавказа характеризуется сейсмичностью с умеренными магнитудами.

Ветры, дожди, град
Прогноз сильных ветров и интенсивности дождей имеет кратковременную заблаговременность (от нескольких суток до нескольких часов). Сильные ветры со скоростью свыше 20 м/сек и ливневые осадки могут наблюдаться на территории практически всех субъектов Российской Федерации. Наиболее возможно возникновение смерчей на морском побережье Кавказа, в южных и в центральных районах Европейской части России, причем чаще всего они наблюдаются в июне-июле.
Максимум повторяемости града отмечается в районах Северного Кавказа (4-5 раз в год), здесь же он наносит наибольший ушерб сельскохозяйственным посевам и населенным пунктам. Количество чрезвычайных ситуаций, вызванных сильными ветрами, дождями и градом, в основном, сохраниться на прежнем уровне, либо будет увеличиваться за счет проявления плохо прогнозируемых локальных метеопроцессов на фоне значительного износа объектов коммунального хозяйства и социальной сферы.

Оползни
Наблюдавшаяся в предыдущем десятилетии активизация оползневых процессов в Северо-Кавказском регионе вступает в завершающую стадию. Стабилизация будет отмечаться на территории Ставропольского края, Ростовской области, за исключением тех участков, где движение оползневых массивов стимулируется хозяйственной деятельностью и бесконтрольным землепользованием. В горных и предгорных районах Северного Кавказа (республики Ингушетия, Чечня, Дагестан) многолетняя тенденция активизации оползней пока сохраняется. В целом по стране в 2003 году возможно возникновение чрезвычайных ситуаций на локальных объектах, расположенных в зонах активных оползней на территории Ульяновской, Саратовской, Ростовской, Нижегородской областей, Алтайского и Краснодарского краев, республик Мордовия и Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики.

Эрозия берегов
Ввиду сворачивания в последние годы берегоукрепительных работ и износа существующих берегозащитных сооружений серьезно возросла угроза крупномасштабных обрушений объектов экономики и жизнеобеспечения, расположенных в непосредственной близости от разрушающихся берегов рек, водохранилищ, морей. Особую тревогу вызывает вероятность разрушения канализационных коллекторов с последующим сбросом больших объемов загрязненных вод в речные и морские системы.
Наиболее опасные участки побережий расположены в Ярославской (г. Рыбинск), Ростовской (г.г. Волгодонск и Таганрог), Саратовской (г. Саратов), Томской (г. Томск) и Оренбургской областях.

Сели
Сели на территории Российской Федерации характерны для горных районов Северного Кавказа, Прибайкалья и Забайкалья, Дальнего Востока (Камчатка и Сахалин). Практически ежегодно наблюдается сход селевых потоков в весенне-летний период (апрель-август) в Республике Северная Осетия, перекрывающих Транскавказскую автомагистраль, а также в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан. В 2003 году сход селевых потоков небольшого объема возможен в предгорьях Северного Кавказа в летние месяцы и на Сахалине во время продолжительных циклональных дождей (август–сентябрь). Особую опасность представляют сели в районах горнодобывающих предприятий.

Карстовые процессы
Карстовые процессы широко развиты в Архангельской, Ленинградской, Московской, Тульской, Курской, Нижегородской, Воронежской областях, республиках Башкортостан, Татарстан, Марий-Эл, Мордовия, Пермской, Самарской и Свердловской областях.

Повышенная опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных активизацией карстовых процессов, характерна для урбанизированных территорий, испытывающих техногенное подтопление. Опасность проявления карстовых процессов в 2003 году высока в г. Москва, Казань, Уфа, Самара, Пермь,. Нижний Новгород, Дзержинск, Стерлитамак, Соликамск, Павлово и Кунгур, причем их активизация вызывается, как правило, несоблюдением норм строительства и эксплуатации городских подземных коммуникаций, а также нерациональной подземной разработкой полезных ископаемых.

Лавины
Опасность схода снежных лавин с декабря по май существует в горных районах России. Чрезвычайные ситуации, связанные с их произвольным сходом и нередкими человеческими жертвами, происходят ежегодно на Транскавказской магистрали в районе Рокского перевала (Республика Северная Осетия). Достаточно часто они наблюдаются в горах Сахалина и Камчатки, в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан.

В связи с тем, что профилактические работы по предупредительному спуску лавин в последние годы проводятся в меньших объемах и отмечается увеличение случаев неорганизованных походов населения в горы, сохраняется повышенная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в районах горнолыжных курортов Северного Кавказа.
В 2003 году чрезвычайные ситуации, связанные со сходом лавин, ожидаются в районе Транскавказской магистрали на территории Республики Северная Осетия и Кабардино-Балкарской Республики. В период прохождения затяжного циклона повышается вероятность массового схода крупных лавин в горных районах о. Сахалин.

III. Основные тенденции в динамике чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории Российской Федерации в 2003 году

В техногенной сфере в 2003 году по прежнему сохранится рост рисков возникновения техногенных ЧС (т.н. “проблема 2003”).
Основными причинами техногенных ЧС, будут несвоевременный и некачественный ремонт оборудования, медленное решение вопросов, связанных с оснащением опасных объектов средствами взрывопредупреждения, локализации выбросов в атмосферу взрывопожароопасных и токсичных продуктов, а также недостаточный надзор за состоянием оборудования и трубопроводов, пожарной безопасности в зданиях жилищно-бытового и социально-культурного назначения.
Из-за отсутствия эффективной системы технического надзора за состоянием гидротехнических сооружений промышленного и водохозяйственного назначения, медленного решения вопросов, связанных с повышением их безопасности, непринятия своевременных мер по ремонту и обслуживанию сооружений и оборудования сохраняется возможность прорывов напорного фронта водохранилищ, загрязнения водных бассейнов вредными продуктами.

В 2003 году необходимо будет продолжить работу по созданию и совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов. Важной задачей при этом остается принятие федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов”. Необходимо продолжать разработку и внедрение программ страховой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти будет продолжена работа по повышению эффективности процедуры декларирования безопасности потенциально опасных объектов с целью снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Будет продолжаться работа по совершенствованию нормативных правовых документов в области промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В связи с неудовлетворительным состоянием безопасности многих гидротехнических сооружений и отдельных промышленных объектов необходимо провести комплекс мер по совершенствованию организации технического надзора, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти.

Железнодорожный транспорт
Определяющим фактором, влияющим на безопасность движения на железнодорожном транспорте, по-прежнему останется изношенность подвижного состава и верхних строений пути.
Тем не менее, учитывая осуществление мероприятий Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384, аварийность на железнодорожном транспорте в 2003 году прогнозируется не выше уровня 2002 года.
Прогнозируется также снижение аварийности при перевозках опасных грузов в связи с проведением работ по совершенствованию правил их перевозки. Положительным фактором, влияющим на снижение риска возникновения ЧС на железнодорожном транспорте, является также внедрение на ряде дорог автоматизированных систем отслеживания опасных грузов в движении.

Воздушный транспорт
В 2002 году ситуация с аварийностью на авиатранспорте продолжала ухудшаться. Основными причинами этой тенденции, как и в прошлые годы, были ошибки в управлении воздушным движением, нарушения экипажами воздушных судов правил безопасности полетов и эксплуатация воздушных судов и других технических средств с выработанным ресурсом.
Существенного снижения аварийности в 2003 году не прогнозируется.

Автомобильный транспорт
В 2002 г. не произошло снижения количества автомобильных аварий, на высоком уровне продолжала оставаться тяжесть последствий ДТП – 14 человек погибших на 100 пострадавших (для сравнения - в ряде западных стран этот показатель не превышает 5-ти погибших на 100 пострадавших).
В значительной мере такое положение дел связано с резко возросшим количеством автомобильного транспорта, принадлежащего физическим лицам, и ослаблением персональной дисциплины участников дорожного движения.

Водный транспорт
В настоящее время водный транспорт характеризуется следующим состоянием:
- физическое старение и износ сверх допустимых норм судового состава;
- невысокие темпы пополнения флота новыми судами;
- выработка безопасного ресурса конструкций, оборудования и механизмов гидротехнических сооружений, средств навигационного обеспечения внутренних водных путей.
До 60% судов от общего состава транспортного флота отработали свой нормативный срок и подлежат списанию, средний возраст судов превышает 20 лет. До 40% аварий происходит на судах, эксплуатирующихся более 20 лет и только 3% на судах моложе 10 лет.
Положение усугубляется необеспеченностью регламентным обслуживанием и слабым контролем со стороны надзорных органов за техническим состоянием судов и плавсредств при их освидетельствовании, а также низким качеством лицензионной работы и нарушением правил перевозки грузов.
Анализ причин аварийности на водном транспорте в 2002 году не позволяет ожидать снижения количества этих чрезвычайных ситуаций в 2003 году.

Трубопроводный транспорт
В 2002 году сохранялась тенденция снижения количества аварий на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах, обусловленная своевременным выделением необходимых финансовых средств на проведение ремонтов линейной части и технических мероприятий по диагностике состояния трубопроводов.
Однако, так же как и раньше, имели место аварии по причинам внешних механических воздействий, криминальных действий с целью хищения транспортируемых продуктов, а также брака при строительно-монтажных работах и отступления от проектных решений, коррозионного износа труб, запорной и регулирующей арматуры. По-прежнему магистральные трубопроводы остаются уязвимыми при проведении террористических актов, вероятность проведения которых в 2003 году сохраняется.
Прогнозируется, что аварийность на трубопроводном транспорте в 2003 году не превысит уровня 2002 года.

Эксплуатация объектов жилищного, культурного и социально-бытового назначения
В 2002 году сохранялась тенденция увеличения количество взрывов газа и пожаров в жилых домах, зданиях и сооружениях культурного и социально-бытового назначения.
Как показывает анализ, основными причинами взрывов газа является изношенность газовых трубопроводов, бытовых приборов и оборудования, а также самовольное подключение жителей к газовым сетям. Большое количество взрывов газа в жилых домах связано с бесконтрольным использованием населением газовых баллонов.
С каждым годом увеличивается количество аварийного жилья в стране в результате его несвоевременного ремонта, что приводит к нарушению условий жизнеобеспечения населения и создает угрозу для жизни и здоровья людей. В 2003 году создавшееся положение может ухудшиться.

Меры по предупреждению данных ЧС в основном связаны с осуществлением реконструкции и капитального ремонта теплоэнергетических систем и сетей жилищно-коммунального хозяйства, жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности, а также принятие специальных программ по указанной проблеме.
Кроме того, учитывая, что в большинстве регионов страны из-за недостатка средств газовое оборудование и приборы в жилых домах имеют высокий процент износа, а финансовые возможности населения на приобретение нового крайне ограничены, необходимо изыскать возможные источники финансирования для решения этой проблемы и усилить контроль за эксплуатацией газового оборудования.

Подготовка к работе в осенне-зимний период 2002-2003 годов объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации
Как показывает анализ поступающей в МЧС России информации, проблема нормального жизнеобеспечения населения и функционирования объектов энергетики субъектов Российской Федерации в осенне-зимний период остается по-прежнему актуальной. В течение прошедшего отопительного сезона имели место серьезные проблемы, накопившиеся в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве страны.

Как правило, все возникшие в осенне-зимний период в субъектах Российской Федерации чрезвычайные ситуации, связанные с возникновением перебоев в энергообеспечении, были обусловлены, главным образом, авариями, возникшими на теплоэнергетических системах и инженерных сетях жилищно-коммунального хозяйства. В результате произошедших аварий были нарушены нормальные условия жизнеобеспечения сотен тысяч людей. Критические ситуации с обеспечением энергией и теплом населения имели место не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов, но и стали характерными для таких субъектов Российской Федерации, как Приморский край, Республика Саха (Якутия), Камчатская, Иркутская и Сахалинская области, Юг Сибири и Северо-западный регион страны.

В ряде случаев руководители местных органов исполнительной власти не справлялись с выполнением возложенных на них обязанностей, обстановка выходила из под контроля и оказывалась практически неуправляемой.
Основными причинами таких чрезвычайных ситуаций являются:
- неудовлетворительная степень подготовленности к работе в зимних условиях объектов энергетики;
- износ оборудования и аварийное состояние инженерных сетей теплоснабжения жилищно-бытового и социального фонда;
- дефицит энергоносителей;
- накопившиеся задолженности за ранее потребленные тепло и энергию, а также не целевое расходование средств, выделенных из федерального бюджета на приобретение и завоз топлива.
С целью нормализации функционирования объектов энергетики и жизнеобеспечения населения страны Правительством Российской Федерации в 2002 году были предприняты все необходимые меры по своевременному направлению средств из федерального бюджета на государственную поддержку завоза топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации.
Ход создания и накопления запасов энергоносителей на объектах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства на всем протяжении осенне-зимнего периода 2002 года отслеживает и контролирует МЧС России совместно с представителями других министерств и ведомств в составе Межведомственной комиссии, созданной Минэнерго России. Вместе с тем, ежемесячно на Всероссийском селекторном совещании в Госстрое России с участием МЧС России решаются оперативные вопросы, связанные с подготовкой к безаварийной работе объектов жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации в зимнее время в части бесперебойного обеспечения населения теплом и энергией.

Электроэнергетика
В 2002 году на энергообъектах Российской Федерации происходили чрезвычайные ситуации в основном локального и территориального масштабов.
В связи с общей изношенностью и выработкой проектного ресурса значительной части технологического оборудования ТЭС, ТЭЦ и котельных, невыполнению в полном объеме мероприятий по планово-предупредительному ремонту оборудования, а также в связи с общим снижением уровня технологической дисциплины имеет место рост числа аварий и возгораний. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что перечисленные причины и в 2003 году будут являться основными при возникновении технологических аварий и возгораний на ТЭС, ТЭЦ и котельных, а масштаб возможных последствий не превысит уровень прошлого года.

Источник: официальный сайт МЧС России

наверх
на главную
e-mail О проекте Designed by Alisa ICQ 134435653
Rambler's Top100
Hosted by uCoz